ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ
С чего начинать обучение говорению, с диалогической или монологической речи — вот один из дискуссионных вопросов методики, который окончательно не решен до сих пор. На наш взгляд, начинать нужно с основ говорения на иностранном языке, которые необходимы как для диалогической, так и для монологической речи. К таким основам относится становление произносительных навыков, лексических навыков в рамках отрабатываемой темы и элементарных грамматических навыков, необходимых на начальном этапе.
Напомним, из чего складывается становление произносительных навыков. Во-первых, необходимо обильное аудирование, которое включает иноязычную речь преподавателя в классе и прослушивание текстов, предназначенных для усвоения отдельных звуков. Во-вторых, становление произносительных навыков предусматривает систематическую фонетическую зарядку с использованием технических средств обучения и, наконец, в-третьих, произносительные навыки формируются в процессе лабораторных упражнений, дающих возможность организовать индивидуальную работу учащихся по отработке звуков иностранного языка.
Для становления лексических навыков используются, во-первых, рецептивные упражнения в узнавании новых слов в аудируемом тексте, а если возможно, то и представленных в письменном виде. Во-вторых, лексические навыки формируются в репродуктивных упражнениях. На начальном этапе репродуктивные упражнения для формирования лексических навыков и умений целесообразно совмещать с упражнениями, отрабатывающими грамматические навыки, необходимые для конструирования предложения. Такими грамматическими навыками являются навыки употребления грамматических структур.
Структурная организация материала на начальном этапе обучения говорению, по-видимому, необходима для того, чтобы создать основу иноязычного речепорождения. При этом нельзя допускать, чтобы тренировочные упражнения, основанные на грамматических структурах, поглощали все время и были лишены коммуникативной направленности.
Основные грамматические структуры французских предложений для организации языкового материала исследовал В. А. Слободчиков. Он назвал их порождающими моделями. Из 37 выделенных им порождающих моделей на начальном этапе обучения говорению целесообразно использовать три, включая способы расширения именной группы, а именно:
Модель I C’est une balle.
Jean est un garçon.
N V N Cette fille et ce garçon sont nos élèves.
Ces 4 petites balles rouges sont les jouets de mes petites sœurs.
Модель II Ce garçon est petit.
N Ve Ql La balle de Nina est blanche.
Ces 4 élèves de votre classe sont forts.
Модель III Nina a une balle.
N V2 N Pierre dessine une balle.
Nous voyons 2 grands arbres verts dans la cour de notre maison.
Условные обозначения моделей: N — nom; Ve — verbe «être»; V2 — прочие глаголы.
К перечисленным моделям необходимо добавить модель вопросительных предложений и выражение элементарных предложных отношений во фразе. К элементарным предложным отношениям относятся грамматические конструкции, отвечающие на вопросы:
Кого? Une balle de Nina.
Кому? Je dis à mon ami.
Где? Le crayon est sur la table.
Le chapeau est dans l’armoire.
Jean est derrière Pierre.
Mon ami est à la maison.
Nina est à coté de moi.
Куда? Michel entre dans la chambre.
Paul va au cinéma.
Когда? Dans 2 heures.
Il y a 3 jours.
Для начального периода этот перечень предложенных конструкций представляется достаточным.
Упражнения с грамматическими структурами носят тренировочный характер и предусматривают следующие задания:
— Повторите фразы за преподавателем, указывая на предмет, который вы называете.
— Ответьте на вопросы.
— Ответьте на вопросы к картинке.
— Ознакомьте нашего гостя с классной комнатой.
— Ваши товарищи спрятали вашу тетрадь в классе. Попробуйте ее найти, задавая своим товарищам вопросы о местонахождении тетради.
— Говорите, что вы видите на экране.
Для овладения грамматическими структурами и базовой лексикой могут использоваться и условно-речевые упражнения Е. И. Пассова с заданиями «Подтвердите, что вы делаете то же самое», «Поправьте меня» и др., описанные уже при рассмотрении проблемы формирования лексических навыков.