История французского театра L’histoire du théâtre français
Любители живого искусства, наверняка, хотя бы раз, позволили себе поход в театр, чтобы насладиться живой игрой актеров, декорацией и в целом особенной атмосферой, которая царит в каждом театре, независимо от его размеров и расположения.
А знаете ли Вы что слово théâtre (m) пришло к нам из греческого – «théatron» и означает «зрелище»). Этот вид искусства, которое представляет собой изображение на сцене драматических произведений, восходит к древним игрищам, обрядам и празднествам. В V веке до н. э. в Древней Греции родился профессиональный театр, посредством разделение на актеров и зрителей.
В средневековой Европе существует народно-площадный театр, в исполнении бродячих актеров (jongleur). В представлениях мираклей (XIII—XV вв., miracle) и мистерий (XIV—XV вв., mystère) с религиозным содержанием постоянно входят светские мотивы, привносимые актерами- любителями (confrérie des amateurs). Морально-назидательный характер имеют «моралите» — представления аллегорической драмы XV—XVI вв. (moralité). Параллельно развивается площадный, или ярмарочный, жанр — фарс (farce), отличающийся грубоватым юмором и сатиричностью (théâtre de la foire).
Рождение европейского профессионального театра связывают с Италией эпохи Возрождения и появлением итальянской народной комедии (commedia del arte). Они устраивались на площадях. Во Франции появление профессионального театра относят к 1637 — времени открытия Театра Пале Кардиналь (Théâtre Palais Cardinal), первого театрального помещения, построенного в Париже архитектором Лемерсье (Jacques Lemercier, 1585—1654) по заказу министра короля Людовика XIII (Louis XIII) кардинала Ришелье (Armand Jean du Plessis, cardinal de Richelieu, 1585—1642). Ришелье создает коллектив авторов, которым заказывают пьесы, начинает субсидировать театральные труппы (Théâtre Hôtel de Bourgogne). XVII век (Grand siècle) — время систематизации и выработки общих правил. В 1680 двор переезжает в Версаль, театральная монополия закрепляется за одной труппой — театром Французской комедии (Comédie-Française), другим труппам запрещаются выступления в столице. Вырабатывается нормативная театральная система (trois unités). Для театра эпохи классицизма характерна дидактичность, монументальность, статические мизансцены, музыкально-выверенная декламация. Параллельно развивается комедийная традиция с характерным для нее стремлением к динамичности и простоте (haute comédie).
Век Просвещения (Siècle des Lumières) приносит новые жанры — буржуазную драму (drame bourgeois), слезную комедию (comédie larmoyante), в которых воссоздается жизненная обстановка и бытовой облик персонажей. В конце XVIII в. появляется мелодрама (mélodrame). Отличительной особенностью актерской игры становится повышенная экспрессивность. После Великой французской революции изменяется контингент зрителей, что приводит к расширению театрального дела и демократизации театральной жизни. Одновременно усиливается коммерческий подход к театру. Романтический театр 1-й половины XIX в. разворачивает борьбу с традициями классицизма за национальную самобытность и историзм (romantisme). Ему свойственны пафос обличения, эмоциональность, игра на контрастах. Во второй половине XIX в. доминирует реалистический подход к изображению действительности: нравственно-психологические конфликты развиваются не в исключительных обстоятельствах (характерных для романтиков), а внутри общества, к которому принадлежат герои (réalisme). Реализм потребовал от актеров тонкой индивидуализации образа.
В конце XIX в. появляются течения натурализма и символизма. Выступая против салонных развлекательных пьес, сторонники натурализма (naturalisme) отстаивают принцип жизненной достоверности, подчеркивают идею губительности среды, обреченность человека в современном обществе.
Сценический символизм (théâtre symboliste) выдвигает принцип театральной условности, стилизации, добивается освобождения театра от быта, утверждает значение ритма, пластики, зрительно-пространственного образа спектакля.
В начале XX века ширится движение за создание народного театра (Р. Роллан), во многом определившее развитие театра 1920— 1960-х гг. В 1920—1930-х гг. идет развитие театров студийного, экспериментального типа: “Комедия Елисейских полей” (Comédie des Champs- Elysées), Атеней (Athénée), Atelier (Théâtre de l’Atelier), Монпарнас (Théâtre de Montparnasse). Во главе этих театров стоят режиссеры-новаторы (Cartel). Ф. Жемье основывает (1920) народный национальный театр, его дело продолжает ( 1951 ) Ж. Вилар, а затем Вильсон (TNP).
Для послевоенного театра характерен философский и политический скептицизм, гротеск, парадоксальное развитие сюжета (théâtre de l’absurde). В 60-е гг. находит продолжение движение за демократизацию театра (décentralisation théâtrale): возникают театры предместий (théâtres de banlieu), организовываются фестивали, рассчитанные на массовую аудиторию (festival d’Avignon).
После 1968 (événements de mai-juin 1968) получает распространение анти режиссёрская направленность — спектакли создаются объединенными усилиями всей труппы (création collective — “ 1789”), становятся популярными пьесы франкоязычных авторов из Алжира, Мартиники и др. районов бывших колоний Франции. В 80—90-е гг. обосновываются принципы “тотального театра” (théâtre total), сочетающего ранее “несочетаемое”: психологический анализ и метафорические формы, лирику и сатиру, переживание и “отстранение”, стремление к повышенной образной активности и экономии художественных средств. Важное значение придается сценографии — искусству создания зрительно-пространственного образа спектакля средствами предметного, светового, живописного или конструктивного оформления сценического пространства (décoration théâtrale). Широко используются средства музыки, часто выполняющей в спектаклях сложные художественные задачи.