Архитектура французских театров L’architecture des théâtres français
Сооружения для показа театральных представлений видоизменялись на протяжении истории развития театрального искусства.
В период средневековья здания театра не строились: представления литургической драмы происходили вначале внутри храма (IX—XII вв.), впоследствии на паперти (XII в. —см. miracle). Мистерии (XIV—XVI вв.) показывались на площадях и улицах городов (mystère), постановки моралите (XV—XVI вв.) — на сценических подмостках типа балаганов.
Французский театр заимствовал итальянскую театральную архитектуру и сценическую технику. Таково, например, одно из первых театральных помещений — театр во дворце кардинала Ришелье, построенный в 1640 по проекту архитектора Ж. Лемерсье: зрительный зал имел амфитеатр и два балкона (scène à l’italienne). Французский тип зрительного зала формируется ко второй половине XVIII в. (scène à la française). Архитектор Ж. Суфло (Germain Soufflet, 1713—1780) построил (1756) в Л ионе первое отдельное здание, внешний вид которого соответствовал его назначению ( ранее здания театра были частью дворцов). Дальнейшие поиски идут по пути улучшения видимости сцены: зрительный зал в Версальском дворце, построенный (1770) по проекту архитектора Ж.-А. Габриеля (Jacques-Ange Gabriel, 1698—1782); Большой театр в Бордо, созданный (1777—1780) архитектором В. Луи (Victor Louis, 1731—1792). Театр в Безансоне (1784) архитектор которого К. Леду (Claude-Nicolas Ledoux, 1736—1806) является первой попыткой вернуться к античным традициям (полукруглый амфитеатр, постоянные места в партере).
В XX в. получает распространение так называемый “аудиторный” тип зрительного зала, в котором амфитеатр или партер дополняются глубоким(и) балконом(ами). В последние годы строятся театральные здания с трансформируемыми зрительными залами и сценой. В них возможна организация спектаклей как на глубинной сцене, так и на открытой площадке в пределах зала. Образцом служит зал для театральных спектаклей Дома культуры Гренобля, сооруженный в 1968 по проекту архитектора А. Вожански (André Wojansky, 1916 — théâtre mobile), а также зал Парижского дворца Шайо (salle de Chaillot).