Артикуляция фонемы [ɛ̃]
Звук носовой, передний, неокругленный, полуоткрытый. При произнесении [ɛ̃] органы речи занимают то же положение, что и при произнесении [œ̃], только губы не напряжены и не вытянуты вперед, занимают нейтральное положение.
Из всех носовых гласных звук [ɛ̃] наиболее труден для постановки, поэтому ставить его надо последним, причем не сразу во всех сочетаниях. Отработку [ɛ̃] лучше проводить на трех занятиях в трех различных сочетаниях:
1. Звук ɛ̃ во всех положениях, за исключением сочетаний с [j]
и [w]. При первоначальной постановке ɛ̃ можно исходить из [œ̃]
или из [ɛ]. Опыт показывает, что легче первое, т. е. отталкиваться от [œ̃] по тем же причинам, о которых говорилось выше: проще менять положение губ, чем нёбной занавески. При постановке [ɛ̃] особенно важно следить, чтобы спинка языка лежала плоско «на зевок» и держать уголки губ в нейтральном положении, не растягивая их на улыбку, потому что иначе сейчас же получается неприятное, гнусавое, плоское [e˜].
2. Звук [ɛ̃] после [j] труден потому, что при [j] спинка языка поднимается к нёбу и надо очень резко опускать ее «на зевок» при переходе к [ɛ̃] . При произнесении [jɛ̃] встречается две ошибки: а) произнесение [jɑ̃] вместо [jɛ̃] от чрезмерного усилия в открывании рта и опускании спинки языка; б) произнесение [je˜] за счет недостаточного опускания спинки языка после [j].
3. Звук [ɛ̃] после [w] является самым трудным сочетанием потому, что требует одновременного и очень быстрого изменения положения всех активных органов речи: губ, челюсти, языка и нёбной занавески. Это сочетание надо отрабатывать не сразу, а лишь после постановки звука [w],
в) Слоговые упражнения и фразы
I. [pœ̃-pɛ̃ | …]
[pœ̃:d — pɛ̃:d | …]
[pɛ̃- pɛ̃:d | …]
[pɛ̃:d — pɛ̃ | …]
[рɛ:r —pɛ̃ | …]
[pɛ:r- pɛ̃:d | …]
IL a) 1. A la faim tout est pain.
2. Mon cousin Alain est un vieux marin.
3. Benjamin commande un bon vin blanc pour demain matin.
4. Mon jardin est plein de jasmins blancs ce matin.
5. La Provence est une province florissante de la France.
6. Pendant l’examen Martin et Augustin se tinrent bien.
7. Le médecin de Saint-Quentin inscrit le nom de Justin sur son calepin.
8. Le renard malin feint de ne pas voir le lapin au bord du che¬min.
9. L’incident contraint le mécanicien à actionner le frein du train.
b) [pjɑ̃ :d-pjɑ̃ | …]
[pjɑ̃— pjɑ̃:d ]
[pjɑ̃: — pjɛ̃:| …]
[pjɑ̃:d—pjɛ̃:d …]
[pjɛ̃: —pjɑ̃: | …]
[pjɛ̃:d — pjɑ̃ :d | …]
«[pjɛ̃:d —pjɛ̃ | …]
IL b) 1. Tout est bien qui finit bien.
2. Qui n’a rien ne craint rien.
3. Le gardien vient chez Lucien mais ne dit rien.
4. Le chien de Lucien suit le gardien sur les boulevards parisiens.
5. «Tiens, à malin malin et demi», dit Julien à son voisin.
6. Le marin australien ne répond,rien au Norvégien.
7. Ce pharmacien alsacien vient de loin pour consulter son collègue italien.
8. Beaucoup de médecins parisiens sont omnipraticiéns.
9. Félicien connaît bien cet opticien londonien.
10. Ce musicien péruvien est un ancien mathématicien.
11. Шутливое стихотворение, написанное A. С. Пушкиным в пе-риод изучения французской грамматики:
«Tien et mien, — dit La Fontaine —
Du monde a rompu le lien».
Quant à moi, je n’en crois rien :
Que serait-ce, ma Climène,
Si tu n’étais plus la mienne
Si je n’étais plus le tien?
Здравтвуйте! У меня вопрос. Не знаю, куда его адресовать, поэтому напишу здесь, в теме, как раз очень близкой к нему. Как правильно произнести сочетания типа un homme, un an, un air ? Я имею в виду сочетание un + следующий гласный в разговорном французском. Там есть носовой звук, или он пропадает как в случае с bon + следующий гласный?
Добрый день!
Носовой звук сохраняется, согласная n связывается со следующей за ней гласной и становиться произносимой.
Добрый день! Сохраняется ли носовой звук в таких сочетаниях как bon example, mon ami, или назальность пропадает? По аналогии с prochain-prochain arrêt. Спасибо
Добрый день!
Носовой звук сохраняется, согласная n становиться произносимой.