Art académique академическое искусство / академизм
Направление в пластических искусствах, сложившееся в европейских странах в XVI —XVII вв. Характеризуется формированием статуса профессионального художника, принципов систематического обучения искусству, передачи профессионального мастерства. Реализуется в создании первых академий — Французской академии поэзии и музыки (Académie française de poésie et de musique, 1570), Королевской академии живописи и скульптуры (Académie royale de peinture et de sculpture, 1648), Королевской академии танца ( Académie royale de danse, 1661), Королевской академии архитектуры (Académie royale d’architecture, 1671). 2) Догматическое рутинное искусство. В связи с тем, что в академиях происходит превращение в образец (академизация) какого-л. художественного направления, догматическое следование традициям приводит к застою — стремлению к зрелищности, господству вневременных и вненациональных форм. Эти явления наблюдаются в конце XIX в. в изобразительном искусстве ( art de salon) и искусстве балета (ballet).
Art brut брутальное (чувственно-натуральное) искусство
Картины, рисунки, скульптуры и предметы декоративного характера, создаваемые непрофессионалами — душевнобольными и стариками, выражающие особенности их мировосприятия. Термин принадлежит художнику Жану Дюбюфе (J. Dubuffet, 1901 —1985), который выступил с предложением коллекционировать такого рода произведения (1945). В конце 40-х гг. XX в. журнал «Минотавр» («Minotaure») опубликовал репродукции некоторых из этих работ; в 1948 создано общество по пропаганде брутального искусства (Compagnie de l’art brut), основателями которого были Ж. Дюбюфе и писатель Андре Бретон (A. Breton, 1896—1966). В 1976 в Швейцарии по инициативе Ж. Дюбюфе организован Музей брутального искусства (Musée de l’art brut, Lausanne). Брутальное искусство является разновидностью искусства примитивистов (naïfs, primitivisme).
Art cinétique кинетическое искусство
Изобразительное искусство (avant-garde), использующее для создания произведения эстетические возможности движения — конструкции, оптические эффекты, создаваемые средствами кино, телевидения, видеокино, лазерными лучами, неоновым или электрическим освещением. Зародилось в 20—30-е гг. XX в., когда В.Е.Татлин в СССР (модель памятника — башни III Интернационала, 1919—1920) и А.Кал- дер в США создали мобили (конструкции, приводимые в движение атмосферными явлениями). Получило широкое развитие в 50—60-е гг. как средство эстетизации общественных интерьеров. Выразителями идей кинетического искусства во Франции являются Виктор Вазарели (V. Vasarely, р. 1908), Н. Шоффер (N. Schôffer, 1912—1992) и Ж. Тенгели (J. Tinguely, 1925—1991), создавший «саморазрушающуюся» машину, которая сатирически пародирует работу станков и роботов. К ним относятся тж. художники группы исследований визуального искусства (groupe de recherche d’art visuel).
«Art concret» «Конкретное искусство» // Группа художников, выступившая (1930) против концепции «автоматического письма» сюрреалистов (surréalisme). Назв. взято из заголовка декларации в журнале того же названия, составленной художниками Жаном Элионом (J. Hélion, 1904—1987), Отто Карлсундом (О. Carlsund) и Тео Ван Дусбюргом