Звук [а] открытый (4-я степень), неносовой, неокругленный, переднего ряда. При произнесении звука [а] кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка располагается плоско. Губы свободны, легкое напряжение в уголках (улыбка). Челюсть опущена низко, расстояние между зубами 8—9 мм. Нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость.
Звук схож с русской фонемой [а] перед мягкими согласными в словах: ‘дань’, ‘рать’. На него обычно мало обращают внимания при постановке французского произношения, довольствуясь приблизительностью звучания.
Французское [а] встречается в любом положении в речевой цепочке. Более задняя его артикуляция очень русифицирует произношение, являясь типичной ошибкой русских. В большинстве случаев [а] нетрудно поставить, однако он больше, чем другие звуки, имеет склонность «соскакивать» при переходе к спонтанной речи.
При постановке [а] удобно идти от [е], лишь ослабив напряжение в боках языка и уголках рта и значительно опустив челюсть. Звук произносится на улыбке. Иной раз смешивают звучание [а] с [е], как это делают в народном парижском произношении:
Mon mari est allé àParis.
[mɔ̃ mari ɛtale a pɛri]
Надо следить, чтобы подобного смешения не было и чтобы согласные [k — g] смягчались перед [а].
Правильному звучанию [а] способствует (как и для [е]) согласный [j]. Можно рекомендовать следующие упражнения, если звук не полу чается: [jà— à — à], произнесенное, несколько раз стаккато, а затем спетое на разных нотах [«jà — à—à | ‘jà —à | jà —à | ‘jà—jà—jà].
Хорошо также попеть сочетания: [е — а] — [е — а — е].