Art abstrait абстрактное искусство / абстракционизм
Направление в искусстве XX в. Имеет также другие названия: беспредметное, нефигуративное искусство (non-figuration, art non figuratif). Сложилось прежде всего в живописи (1910—1913). Эстетическое кредо — отказ от изображения форм реальной действительности — изложил работавший тогда в Германии В.Кандинский в книге «О духовном в искусстве» (1910). Первыми реализациями идей были акварели Пикабиа «Каучук» (1909), акварели Кандинского (1910), картины Делоне и Купки. Своими родоначальниками сторонники этого направления считают П.Сезанна (P. Cézanne, 1839—1906) и кубистов (cubisme). Художники-абстракционисты стремятся к созданию новых типов художественного пространства путем сочетания всевозможных геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Вначале направление было представлено несколькими группами, в состав которых входили: «Конкретное искусство» («Art concret», 1930), «Круг и квадрат» («Cercle et carré», 1930), «Абстракция — творчество» («Abstraction — création», 1931), объединившие художников различных национальностей. К середине 30-х гг. группы распались. Во Франции наиболее известными представителями этого направления являются выходец из России В.Кандинский (W. Kandinsky, 1866—1944), Р. Делоне (Robert Delaunay, 1885—1941), Ма- несье (A. Manessier, р. 1911). После второй мировой войны абстрактное искусство переносит внимание с художественного объекта на проблемы выражения той или иной идеи (произведение искусства становится проводником credo художника). Используются нетрадиционные материалы (пластмассы, гудрон, песок, фотографии и т. п.). Начиная с 50-х гг., абстрактное искусство развивается по двум направлениям — эмоциональному (abstraction lyrique, tachisme, art informel, peinture gestuelle) и логическому (abstraction géométrique, — илл. Peinture).
В конце 70-х гг. XX в. возобновляется интерес к ценностям старинной живописи и использованию традиционных материалов. Однако эта тенденция означает не консервативный возврат к старому, а продолжение поисков предшествующих периодов. Сочетая эстетические структуры прошлого с эстетикой электронного видения, художники стремятся к созданию нового образного материала, открывая путь непонятийному восприятию, свободному от любых устойчивых интерпретаций (nouvelle figuration, support surface).