Во всем мире французов рассматривают в качестве очень общительной/коммуникабельной нации, представителей которой непросто смутить чем бы то ни было. Утверждается, что они рождены для участия в/организации разного рода торжеств/фестивалей/банкетов/праздников, среди которых далеко не последнее место занимают свадебные церемонии, порой превращающиеся во Франции в самые настоящие спектакли.
Интересно, что еще в девятнадцатом веке Франция считалась крестьянской/аграрной страной, являясь в виду этого достаточно ярым косным выразителем культурных и, как следствие этого, свадебных традиций/обычаев. При этом, изучая свадебные обычаи того времени, обычно учитывается сложный процесс поиска брачного партнера во французской провинции. Ведь фермер-отец должен был принимать во внимание многие факторы — личный выбор своих отпрысков/свои собственные симпатии/недопущение раздробления родовой собственности…
У молодежи же, в свою очередь, было достаточной возможностей для знакомства/встреч. Это и ярмарки, и посиделки, и сельхозработы. Помимо всего прочего, достаточно весомое влияние на подбор партнера оказывался различными молодежными союзами, контролировавшими нормы морали и ритуалы ухаживания, осуждавшими неравные (по социальному статусу/возрастному потенциалу) браки, и не поощрявшими обоснования чужаков на своих территориях.
При этом, обычно выделялись (это сохранилось и поныне) два основных периода в течение года, в рамках которых было принято проводить активные ухаживания. Речь идет о времени карнавала и о месяце мае. Причем интересно, что хотя французы, как большинство представителей остальных европейских наций, не любят играть свадьбы в мае, они интенсивно используют данный месяц с целью проведения коллективных ухаживаний и (после проведения соответствующей «разведывательной операции» по зондированию почвы) сватовства, инициатива которого и поныне во Франции, как правило, исходит от мужчины. Только после достижения полной уверенности в успехе мероприятия начинались переговоры, которые обычно велись через посредника, в роли которого мог выступить отец/друг/крестный отец или даже сам жених.
Сама процедура ведения переговоров носила крайне выраженный театральный характер, где в полной мере использовался язык символов, позволявший получить все ответы без использования ненужных слов. Так, например, в качестве символа своего рода соединения/брака использовалась совместная общая трапеза, во время которой подавались только определенные блюда (блины/жареный петух/яблоки). Аналогичный смысл можно было найти в нехитрой девичьей просьбе о разжигании огня в очаге. Подобным же, весьма иносказательным образом, могли выразить свое согласие/несогласие на выбор их дочери и родители. И только после решения абсолютно всех связанных со сватовством вопросов приступали уже непосредственно к акту обручения/помолвки.
Многие из описанных нами выше французских свадебных традиций сохранились здесь и в настоящее время (особенно в отдельных провинциях), хотя некоторые определенные изменения, прежде всего, в отношении самого института брака все же произошли. Так, уже к середине двадцатого века во Франции рассматривались в качестве возможных такие формы брака, как: официально незакрепленные, прошедшие регистрацию в мэрии и освещенные церковным институтом. При этом, одним из основных завоеваний/достижений ВФБР (Французской Буржуазной Революции) французы по праву считают учреждение института гражданского брака в качестве единственного варианта, обладающего официальной/законной силой. Благодаря этому для всех французских молодоженов, желающих обвенчаться в церкви, необходима предварительная регистрация их брака в мэрии. Это является, пожалуй, единственным радикальным новшеством применительно к свадебным традициям у французов, старающихся в остальном четко придерживаться поддерживаемых веками обычаев.
Так, как и встарь, французские помолвки, как правило, совершаются как устно, так и письменно (в виде подписываемого при присутствии юриста/нотариуса брачного договора с указанием приданого невесты: движимое/недвижимое имущество+»корзина невесты» и доли в нем жениха). Устная же помолвка обычно подкрепляется обменом соответствующих залогов между женихом (дарит помолвочное кольцо) и невестой (дарит символический подарок в качестве выражения своего согласия). Интересно, что ранее подобные «залоги» обладили и юридическим значением/смыслом, а также дополнительно требовалось и подтверждение обещаний уже в церкви, и только после этого организовывался званный обед (пир) в доме отца невесты (просватанной девушки), в ходе которого отцы обрученных должны были в обязательном порядка «чокаться» своими бокалами, что служило знаком объединения/сближения семей, а невеста с женихом должны были испить вина из одного бокала.
Начиная со времени помолвки, у молодых наступает этап подготовки к свадьбе (может продлиться вплоть до одного года). Раньше в это время невеста должна была соблюдать определенные требования (принимать подарки исключительно от будущего мужа, скромно одеваться, посещать увеселительные мероприятия только в сопровождении жениха, очень тихо вести себя там в соответствии с требованиями деревенского этикета, чаще оставаться дома и др.), жених же получал своеобразное право входа в девичий дом. Однако, в настоящее время подобные тонкости уже практически не соблюдаются.
Крайне важным моментом во Франции считается приглашение гостей на свадьбу. В настоящее время там распространены красочно оформленные письменные приглашения в соответствии со списками, тщательно составляемыми женихом и невестой, раньше же подобные приглашения осуществлялись самими брачующимися вместе с их самыми близкими друзьями (реже в присутствии крестного отца/матери).
Также и сейчас непосредственно перед назначенным днем свадьбы обычно устраивается «мальчишник»/мужская пирушка и «девичник»/женские посиделки (раньше — «прощальный обед»). Во Франции и поныне в некоторых провинциях соблюдается весьма интересный обычай. по которому в день венчания/накануне привозится предварительно осмотренное приданое невесты на повозке запряженной лошадьми, почетное место на которой занимали богато украшенные лентами веретено+прялка, как знак изобилия/плодородия/благополучия.
Крайне большое внимание, особенно в случае организации свадебной церемонии в деревне, во Франции уделяется свадебным нарядам невесты и жениха, которые обычно пестрят красками с преобладанием красного+белого цветов и соответствуют традиционным образцам праздничных нарядов той или иной провинции. В наряде невесты особое предпочтение отдается переднику (символ целомудрия) и поясу (непосредственный символ свадебного обряда), который мог сниматься только мужем. Также жених обычно к свадьбе преподносит невесте пару туфель (знак союза/единения). Большим разнообразием (в отношении цвета/формы и т.д.) отличаются головные уборы невесты, в некоторых областях Франции и сейчас соблюдаются достаточно сложные ритуалы возложения на голову молодой венка, украшенного искусственными цветами, который потом мог использоваться в качестве декоративного элемента украшения дома молодых. И все же, начиная с двадцатого века в городах все большую популярность стали набирать классические белые одеяния невесты, дополняемые вуалью/венком из флердоранжа. Интересно, что у француженок накрепко закрепилось поверье, по которому является очень дурным предзнаменованием самой шить себе подвенечное платье, поэтому наряд или покупается или шьется в соответствующих салонах. Важным элементом свадебного наряда француженок считается и такой важный атрибут, как подвязка, символизирующая собой женскую тайну/целомудрие/девственность. Француженки следуют здесь древнееврейской традиции, по которой нужно выбирать подвязки белого-голубого цветов (знак чистоты/верности/любви).
Также по одной из высоко чтимых во Франции традиций (сама традиция родом из Англии) с целью обеспечения себе долгого удачного/счастливого замужества невеста должна иметь на себе в день свадебной церемонии четыре главных элемента: что-то старое (обычно семейная реликвия — символ жизни невесты до замужества); что-то новое (обычно. непосредственно свадебное платье — символ будущего счастья, богатства), что-то заимствованное (обычно подарок от счастливой семейной пары — символ счастливой/долгой семейной жизни); что-то голубое (обычно любое украшение данного цвета — символ чистоты/верности).
Непосредственно сам день свадебной церемонии во Франции, которая, как правило, приходится на первую половину/середину дня (вдовы раньше венчались только вечером/ночью), конечно же также богат на разного рода традиции/обычаи. Это и обычай с переодеванием невесты и утаиванием ее от жениха (чтобы добиться своего нужно преодолеть все препятствия), и ритуал оплакивания невестой необходимости покинуть отчий дом, и желание гостей получить милость от невесты (обычно в виде небольшого подарка), считающейся носительницей особой силы, и организацию постоянно останавливаемого по пути с целью получения выкупа свадебного кортежа с непременным «деревом невесты» (знак процветания) впереди, в сопровождении музыки/колокольного звона/криков/выстрелов, маршрут которого обычно пролегает по такой схеме: дом невесты-мэрия-церковь (если проходит венчание)-место проведение торжественного обеда-место проведения первой брачной ночи, и бросание риса (можно- конфетти, лепестки розы и др.) при выходе из церкви в знак пожеланий процветания/благополучия и шуточные аукционы личных вещей жениха/невесты и др.
Очень интересной французской свадебной традицией можно считать использование в качестве угощения в день свадьбы миндального драже. Французы здесь отдают дань старой греческой легенде, по которой влюбленный в свою прекрасную невесту всей душой юноша вынужден был покинуть ее накануне свадьбы из-за внезапной смерти своего отца, клятвенно пообещав девушке вернуться точно в срок. Но юноша, по независящим от него обстоятельствам, не смог сдержать своего обещания, опоздав на несколько месяцев. Девушка же, будучи уверенной, что ей уже не суждено будет увидеть своего возлюбленного, покончила с собой. Однако, боги сжалились над несчастной и превратили умершую невесту в прекрасное, пышно цветущее миндальное дерево, на которое и наткнулся вернувшийся жених. Вот так миндальное драже во Франции превратилось в символ вечной любви и плодовитости (пожелание скорейшего появления здоровых наследников у молодых).
И все же главным свадебным обычаем во Франции по праву считается обмен обручальными кольцами, преподносимыми молодым на декоративной бархатной подушечке в раках ритуала отдавания дани уважения священному обряду,
являющимися главным символом вечной (до самого конца в радости/печали) семейной счастливой жизни. Кстати, именно поэтому на французском обручальное кольцо будет звучать как alliance (альянс=союз). Французы, следуя древнеегипетской традиции, носят обручальное кольцо на левой руке (используется обычно безымянный палец — место, так называемой, «вены любви», соединяющей палец с сердцем).
Кроме всего прочего, с недавнего времени хитрые французы придумали новый интересный обычай, позволяющий им уклониться от выполнения многочисленный, зачастую очень утомительных, свадебных/послесвадебных обрядов — они стали сразу же после бракосочетания отправляться в свадебное путешествие…