Французское воспитание

Автор: Valentina, 27 Ноя 2012, Рубрика: Интересное и полезное

Ни для кого не секрет, что практически в каждой стране отмечаются разные подходы к процессу воспитания подрастающего поколения. Не является исключением из этого общего правила и Франция — страна с богатыми традициями в области воспитания детей, ведь исторический анализ подтверждает, что европейская (в том числе и русская) элита на протяжении целых столетий доверяла воспитание своих детей именно воспитателям/гувернерам из Франции, прививающим их отпрыскам такие незаменимые качества, как изысканные манеры/утонченный вкус/обширные (пусть и неглубокие) знания/умение вести себя в обществе и поддерживать беседы на разные темы и др. Современная система французского воспитания, конечно же, претерпела значительные изменения, хотя и смогла сохранить в целостности свои принципиальные подходы/тенденции, в чем мы и постараемся разобраться ниже.

Если затрагивать аспект французского воспитания в целом, то его основной отличительной особенностью можно считать частые решения родителей в пользу раннего устройства своих детей в дошкольные учреждения. Зачастую это может быть обусловлено двумя основными моментами: дороговизной жизни в стране, что и заставляет французских матерей отдавать в ясли своих детей так рано, а также общей тенденцией французских педагогов отдавать предпочтение именно коллективному воспитанию, которое рассматривается здесь в качестве более полезного по сравнению с семейным/домашним особенно в отношении аспекта приобретения деться незаменимых бытовых навыков. Благодаря такому подходу к воспитанию французские детишки, как правило, характеризуются ярко выраженной самостоятельностью и определенной независимостью от взрослых.

Таким образом, очевидна низкая популярность домашнего типа воспитания во Франции, где мамы (часто, чтобы просто обеспечить достойную жизнь своему чаду) предпочитают карьере работу сидению дома. Причем, француженки зачастую оставляют отпрысков без своей опеки довольно рано, иногда даже практически сразу после их появления на свет. Общая политика государства здесь заключается в предоставлении каждой отработавшей на своем рабочем месте не менее двух лет (до родов) женщине отпуска (в течение шести недель перед и десяти недель после родов) по уходу за детьми. Неправда ли, сроки крайне минимальные? Однако, все это, как показывает опыт,  соответствует и согласуется и с основными желаниями и намерениями и самих француженок, опасающихся потерять свой профессионализм/квалификацию, да и саму работу за время вынужденного длительного отпуска. Также матери двумя руками голосуют за раннее помещение ребенка в коллектив его раннюю социализацию/осваивание навыков общения со сверстниками и взрослыми, искренне считая, что именно в условиях коллектива дети лучше развиваются, дисциплинируются, начиная в игре раньше своих домашних сверстников рисовать/читать/пользоваться бытовыми приборами/туалетом/самостоятельно обслуживать себя (одеваться) и др.

Ввиду невостребованности домашнего воспитания во Франции (высокая занятость родителей) здесь наблюдается наличие весьма развитой системы коллективного дошкольного воспитания/образования (обычно в форме crèche (familiale)/pouponnière/jardin d’enfants/garderie d’enfants-детских яслей/садов).

Так, crèche/французские ясли обычно принимают на воспитание детишек, начиная уже с трехмесячного возраста, причем, это вполне согласуется с давними французскими традициями, в соответствии с которыми практически сразу после рождения ребенок отсылался в деревню и взращивался там вплоть до двух-трехлетнего возраста, или же уже с достижением двух недель от роду отдавался в crèche (также до 2-3 лет), где должен был находиться целый день, а вечером забираться своими родителями. В настоящее время creche, в зависимости от условий, диктуемых конкретным заведением, посещают дети разных возрастов. При этом учреждения государственного типа (creche collective) обычно работают по пятидневному графику (понедельник-пятница).

французские детиИнтересным здесь представляется процесс решения бытовых вопросов. Так, например, родителям самых маленьких детишек (грудничков) полагается ежедневно обеспечивать воспитателей специальными смесями для кормления, причем график/тип/порядок питания (обычно через каждые 2-3 часа) подбирается медицинским персоналом на индивидуальной основе и воспитатели неукоснительно его придерживаются. Аналогичный подход за редким исключением наблюдается и в отношении подгузников. Дети же постарше обеспечиваются молоком/питанием (дважды: обед-после 12.00полдник-после 16.00)  уже в стенах самого заведения (приносить питание из дома не нужно), причем большинство creche collective обладают собственной кухней, гарантирующей получение детьми качественного и свежего питания (пюре/каши/фрукты/овощи). Завтракать же и ужинать французские дети должны уже в домашних условиях.

Интересно, что режим сна/бодрствования здесь также строится в соответствии с индивидуальным подходом, и тот или иной малыш будет спать только в то время, когда он это обычно делает, никто не будет его заставлять делать это насильно. Именно подобный индивидуальный подход и отличает французские crèche, где помимо всего прочего, также ни при каких обстоятельствах не разрешается кричать/повышать голос/ругать малышей, а нужно, напротив, обращаться с ними тепло и ласково. Более того, воспитатели (как правило, обязательно наличие четырех воспитателей из расчета на группу из 12-17 детей) обязаны делать все возможное (взять ребенка на руки/отвлекать/утешать и т.д.), чтобы ребенок как можно меньше плакал. Однако, подобный подход здесь вовсе не предполагает попустительства и игнорирования дисциплины, ведь уже с младенчества французские дети начинают осознавать самые прописные истины о том, что капризничать/драться плохо, а слушаться взрослых/дружить — хорошо. Среди непременных занятий с малышами обычно присутствуют: проведение развивающих игр/чтение детских сказок/разучивание песенок/рисование/лепка/ежедневные двухразовые прогулки и др. Места для игр и прогулок, как правило, очень хорошо здесь оснащены/оборудованы (детские городки/горки/качели и др.), предоставляя широкое поле для детской деятельности и фантазии.

Нужно отметить, что альтернативой полнодневным crèche во Франции являются, так называемые, halte-garderie/ясли-сады (также государственного статуса), расчитаные на посещение их детьми только в течение половины дня, оплата (определяется специальной государственной комиссией) которых находится в зависимости от финансового достатка конкретной французской семьи (документы о доходах).

В целом же нужно отметить, что правом на возможность посещения детьми creche collective (на очередь женщины обычно встают еще на пятом-шестом месяце беременности) обладают только те французские семьи, в которых работают/учатся оба родителя, что требует обязательного документального подтверждения. Если же какой-либо родитель (мать или отец) не работает, по семья подобного права лишается (оно сохраняется на три месяца, если родитель находится в статусе соискателя). Конечно, во Франции есть и частные ясли, однако, родителям приходится платить за их посещение очень дорого.

Своеобразной альтернативой creche collective для французов выступают creche familiale-ассоциации нянь, условия воспитания детей при которых обговариваются правилами каждой конкретной ассоциации. Как правило, к одной няне после предварительного собеседования с ней родителей тут прикрепляют двух-трех детишек, а в стоимость оказываемых няней услуг включается (по аналогии с creche collective) двухразовое (обед/полдник) питание. При этом, соблюдается практика подмены нянь коллегами по ассоциации в случае болезни/отпуска. Возможным является и выбор в пользу услуг частных нянь/воспитательниц (регистрируются в Relais des assistantes maternelles и воспитывают в домашних условиях три-четыре ребенка разных возрастных групп). В любом случае обязательным предполагается наличие у няни соответствующей лицензии, свидетельствующей об окончании ею специальных курсов. Однако, в случае непредвиденных обстоятельств (болезнь/отпуск/отъезд и др.) родители могут столкнуться тут с определенными трудностями и вынуждены искать различные дополнительные варианты выхода из затруднения.

Имеются во Франции в настоящее время и jardin d’enfants/garderie d’enfants/ecole maternelle — детские сады, куда принимаются дети возрастной группы 2-6 лет, которые в дальнейшем подразделяются (по возрасту) на три отдельные подгруппы. В первую подгруппу обычно включают младших детей (до 4 лет), основным занятием которых являются разнообразные развивающие игры; во вторую подгруппу уже включают детей постарше (до 5 лет), внося разнообразие в их воспитание с помощью соответствующих творческих занятий (лепка/рисование/освоение навыков общения со сверстниками); в третью же подгруппу включают уже самых старших детей (до 6 лет), которых обучают элементарным навыкам счета/письма/чтения/подготовке к школе. Очень часто во французских ecole maternelle применяется практика устраивания для детей пикников на природе/организации для них походов. Не будучи обязательным элементов французского дошкольного воспитания, посещение детьми ecole maternelle, тем не менее, пользуется во Франции заслуженной популярностью и востребованностью. Однако. их особенностью и одновременно определенным неудобством является то, что они, как правило, закрыты каждую среду, из-за чего родители вынуждены искать для себя дополнительные способы (помощь родственников/частной няни и др.) выхода из ситуации. Объясняется же это неудобство весьма просто: это дань следования сохранившейся поныне традиции использовать среду в качестве дня религиозного воспитания/занятий катехизисом.

В результате уже стало обычаем, что дети из семей с крепкими религиозными устоями по средам должны штудировать Библию, а родители, не так рьяно придерживающиеся религиозных традиций, вынуждены отводить своих отпрысков на дополнительные занятия в музыкальные/спортивные и др. секции. Для не имеющих же таких возможностей во Франции открыты (именно по средам/во время каникул) государственные (финансирование из средств местного бюджета) centre de loisir-центры досуга, функционирующие самостоятельно, либо при определенных школах.

При этом, интересно, что сами французские дети быстро привыкают к подобному образу жизни, естественным образом воспринимая отсутствие своих мам, а неработающая родительница может столкнуться с таким вопросом от своего чада: Maman, pourquoi tu n’es pas au travail? Êtes-vous malade?/Мама, почему ты не на работе? Ты больна? Более того, в соответствии с общепринятой практикой во многих детских дошкольных учреждениях (садах)/досуговых центрах государственного типа неработающие родительницы вместе со своими детьми даже не допускаются в столовые, будучи обязаны обедать дома, что вызывает массу неудобств (спешка, лишние временные затраты и т.д.) и лишает ребенка возможности приема пищи совместно со своими сверстниками.

Как правило, выбор в пользу отказа от работы и перехода на домашнее воспитание француженки делают уже после появления в семье второго, и тем более третьего чада, предпочитая в этом случае опекать их самим.  При этом, воспитательные мероприятия француженок почти не разнятся с занятиями с детьми их русских визави. Так, французские мамы предпочитают играть со своими детьми в кубики, разглядывать вместе с ними картинки в детских книжках, называть и объяснять назначение соответствующих предметов, смотреть детские телепередачи, собирать пирамидки и т.д.

В последнее время большое распространение применительно к вопросам воспитания подрастающего поколения во Франции получила своеобразная система, разработанная писателем Оскаром Бренифье, чей подход считается действительно революционным и вызывает немало споров как у специалистов, так и у самих французских родителей. Основная особенность системы  Бренифье, нашедшая отражение, прежде всего, в его книгах, заключена в его стремлении донести до своих маленьких читателей самым несложным/простым языком суть и смысл различных противоположностей. Так, например, автор проводит грань между такими понятиями, как «плохо-хорошо», «аттеист-верующий», «доброта-эгоизм» и т.д. Благодаря такому подходу уже самого раннего возраста до детей доносятся (пусть и не всегда осознанно) самые основные истины мироздания с тем, чтобы они потом, взрослея, методом проб и ошибок находили им подтверждение в своей жизни.

Характерной особенностью, выделяющей французское воспитание, считается также практически полный отказ от телесных наказаний, которые еще издревле здесь применялись крайне редко. Как правило, в качестве действенного наказания здесь рассматривалось лишение ребенка какого-либо развлечения/любимого лакомства. Наградой же, в свою очередь, могла служить отмена этого самого наказания, либо определенное денежное поощрение, для хранения которого каждый маленький француз обладал своей собственной копилкой.

Интересно также и то, что доминантой французского воспитания считается и неактивная позиция в воспитании детей бабушек и дедушек (их здесь просто не принято вовлекать в процесс воспитания), обычно встречающихся со своими внуками/внучками разве что в период каникул. Также дедушка/бабушка иногда гуляет с детьми/отводит их на занятия в секции/кружки. Следует отметить, что во Франции организуется огромное число подобных детских кружков/ассоциаций, нацеленных на работу с малышами, причем стоимость подобных занятий воспитательного характера сравнительно невысока.

Таким образом, в качестве основных особенностей современного французского воспитания мы можем назвать его преимущественно внесемейный/коллективный характер, а также использование прерогатив индивидуального подхода к его осуществлению.

Рейтинг 4,6 на основе 17 голосов

Один комментарий

  1. Очень полезная статья и толковая, спасибо.
    Исправьте, пожалуйста, ошибки.

    ‘аспекта приобретения деться незаменимых’

    ‘предпочитают карьере работу сидению дома’

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *