Французская система образования

Автор: Valentina, 27 Ноя 2012, Рубрика: Интересное и полезное

Французская система образования отличается наличием определенного ряда особенностей, осветить которые мы хотим ниже. Так, считается, что собственно сама французская система образования предусматривает включение четырех основных составляющих/блоков, в рамках которых выделяют начальную/среднюю/старшую школы, а в качестве завершающего блока называют высшую школу/университет. При этом, по аналогии с российскими реалиями во Франции помимо контролируемых государством общедоступных учебных заведений имеются и частные их варианты, которые будучи платными, в свою очередь, находятся под опекой/контролем организаций негосударственного/религиозного типа.

Нужно отметить, что французское образование, основные принципы которого предусматривают бесплатность/свободу преподавания в рамках государственных/частных учреждений/нейтральность/лаицизм, является обязательным для подрастающего поколения 6-16 лет.

Собственно же сами условия обучения и в частных и в государственных учебных заведениях, учитывая сам факт деления Франции на двадцать два отдельных региона/девяносто шесть департаментов (в свою очередь включают 327 округов/36 551 коммуну…), зачастую определяются их фактическим местонахождением/расположением. Именно поэтому в каждом отдельным случае для прояснения ситуации может потребоваться обращение в орган местного управления/к директору непосредственного учебного заведения.

Так, обычно после L’école maternelle/детский садик ребенок во Франции, достигнув шестилетнего возраста, проводит следующие пять лет в рамках L’école élémentaire/начальной школы. В целом же начальное образование во Франции носит двухступенчатый характер (L’école maternelle+L’école élémentaire), первая из которых, тем не менее, считается необязательной.

Обучение в L’école élémentaire начинают во Франции с организации для шестилетних детишек специального подготовительного курса/СР, и продолжается затем в рамках пяти классов/уровней. В результате получается следующая система: 1-Cours préparatoire в течение одного года (с 6 лет); 2-Cours élémentaire/CE1 в течение одного года (с 7 лет); 3-Cours élémentaire-2CE2 в течение одного года (с 8 лет); 4-Cours moyen-1CM1 в течение одного года (с 9 лет); 5-Cours moyen-2CM2 в течение одного года (с десяти лет).

В рамках французской начальной школы (особенно в Cours moyen 1-2) у детей, постепенно приобретающих самостоятельность, происходит формирование базовых/элементарных знаний/навыков чтения/разговорной речи/письма, которые здесь призваны служить основой/базой для последующего обучения.

При этом, Министерством Образования Франции установило специальное расписание, выделив время на освоение предметов в рамках семи главных образовательных направлений (жизнь сообща/овладение речевыми навыками/французским языком/познание мира/математика/художественное (эстетическое) образование).

Интересно, что французские дети, как и их российские сверстники обычно контактируют в процессе своего обучения только с одним преподавателем/учителем (один преподаватель по всем учебным предметам).

По окончании начального образования французские дети переходят на уровень enseignement secondaire/среднего образования, которое, в свою очередь имеет двухступенчатый (Le collège (колледж-4 года)/Le lycée (лицей-3года) характер и продолжительность в рамках семи лет.

Так, будучи обязательным, обучение французских детей в колледже происходит в течение четырех лет (на убывание:шестой-третий классы), разделяясь, при этом, на три основных цикла: la classe de sixième/шестой класс (адаптационный цикл, куда зачисляют без предварительного тестирования всех детей, освоивших начальную ступень обучения; закрепляются знания начальной ступени, идет подготовка к самостоятельному обучению; выбирается первый для освоения иностранный язык)-la classe de cinquième+la classe de quatrième/пятый+четвертый класс (центральный цикл, предусматривающий углубление полученных детьми умений, знаний; подготовка к выбору своего профессионального направления, требуемого затем в лицее; вводятся новые предметы-физика/химия/второй иностранный язык)-la classe de troisième/третий класс (профессиональной ориентации цикл, в ходе которого происходит подготовка детей к отбору основного для себя направления: техническое/общее/профессиональное; возможность освоения древнегреческого…).

По итогам обучения в la classe de troisième сдается национальный экзамен, по итогам которого (не оказывают влияния на переход на следующий этап) во Франции получают diplôme national du brevet. Затем французские ученики обретают возможность для записи в лицей технологического/общего типа (второй класс) либо для поступления в лицей профессионального типа с целью получения Certificat d’aptitude professionnelle (сертификат профессиональной пригодности) по той или иной конкретной профессии.

Обучение в общих/технологических французских лицеях длится три года, при этом по итогам обучения в заведении первого (общего) типа выдают, так называемый, общий  бакалавриат, который будет гарантировать вам доступ уже к высшему образованию. Обучение же в технологическом французском лицее предполагает сдачу экзаменов для получения уже технологического бакалавриата (возможность университетского образования по выбранной специализации).

Таким образом, во Франции на протяжении уже достаточного длительного времени действует практически аналог вызывающего так много у нас споров ЕГЭ, называемый там БАК/BAC (baccalauréat), направленный на то, чтобы поставить в равнозначное положение всех выпускников французских школ и унифицировать основные к ним требования. При этом, французский  BAC обладает несколькими специализациями: научной (с повышенным коэффициентом экзаменов по физике/математике), гуманитарной (с приоритетом по языковым дисциплинам/экономике/философии) и др. Сдача BAC гарантирует французскому выпускнику возможность (без дальнейших экзаменов) записи в любое высшее учебное заведение/université. Ограничения здесь есть только в отношении прописки абитуриента (университет должен находиться по месту его жительства). А получив очень высокие (15-20) баллы по BAC выпускник может даже поступить на отделение (подготовительное) в рамках Grand École (университеты элитной категории, требующие вступительных экзаменов).

 При этом, дальнейшее обучение в université является бесплатным, не считая соответствующих комиссионных сборов (300 евро), сдаваемых в начале каждого учебного года. Французские студенты также после документального подтверждения низких доходов своей семьи может обрести право на получение стипендии/bourse, которая от успешности обучения успеваемости не зависит.

В свою очередь, во французских профессиональных лицеях обучение длится два года, по результатам которого (не дает доступа к получению образования высшего типа) получают помимо свидетельства  о профессиональном обучении также сертификат о проф. пригодности.

 В целом же система французского высшего образования/enseignement supérieur характеризуется достаточно большим разнообразием как в отношении самих высших учебных заведений, так и преподаваемых там дисциплин. При этом, université во Франции, как правило, обладают государственным статусом, традиционно подчиняясь Le ministère de l’éducation nationale/Министерству образования непосредственно либо его государственному секретариату.

 Французское высшее образование

По своим основным типам французское высшее образование распадается на два варианта. В результате мы можем говорить о наличии во Франции высшего образования короткого (=по продолжительности двум-трем годам; по окончании выдается Diplôme universitaire de technologie-DUT/Brevet de technicien supérieur-BTS; готовятся, как правило специалисты в области обслуживания/промышленности) и длительного (в рамках собственно université а также grandes écoles). Интересно, что если до так называемого Болонского процесса (сближение систем образования (высшая ступень) европейских стран для организации единого образовательного пространства) система высшего французского образования проходила в рамках нескольких циклов (1.-DEUG-в течение двух лет с получением диплома об университетском образовании общего типа; 2-Licence-в течение одного года=российскому четвертому курсу; 3.-Maitrise-в течение одного года с принятием решения о направленности дальнейшего обучения; 4.-DEA-в течение одного года с получением DESS/профессионального диплома); 5-Doctorat-образование послеуниверситетского типа-в течение трех-четырех лет=российской аспирантуре), то в настоящее время в соответствии с декретом, принятом в 2002 во Франции действует несколько иная/новая система ступеней (bachelier-licencié (обычно в течение трех лет)-magistère/магистр (обычно в течение двух лет)-docteur/доктор (обычно в течение трех-четырех лет), хотя точные сроки/продолжительность обучения здесь строго не регламентируются. По результатам студенты получают дипломы DEA-магистр-исследователь/DESS-профессиональный магистр, при этом, однако, обычно французским студентам приходится получать национальные дипломы, которые соответствуют какому-либо университетскому аналогу, практически каждый год, что вызывает определенные трудности дополнительного характера в отношении их трактовки.

Интересно также, что в процессе обучения (зимняя/весенняя сессия) во французских université обычно происходит значительный отсев (может достигать 40-30% за каждую сессию) студентов при условии, что сумма баллов для всех сданных ими экзаменов окажется ниже необходимого порога. Как результат подобной практики — только четверть от общего числа поступивших остается на обучении к концу второго года. После этого двухгодичного испытания отсевы бывают уже значительно реже и в гораздо меньшем объеме.

Нужно отметить, что во Франции присутствует еще одна своеобразная (она есть только в этой стране) форма применительно к высшему образованию, так называемые, Les Grandes Ecoles/высшие школы. Их отличие от université заключается, прежде всего, в том, что они (открываются по инициативам частных предпринимателей/государственных властей) главным образом ориентированы/нацелены на непосредственную подготовку инженерных кадров/квалифицированных специалистов в сфере менеджмента/торговли/для конкретных областей экономики. Своеобразие французских Grandes Ecoles также состоит в их фактическом противопоставлении всей университетской системе государственного типа и невозможности проведения их международной классификации. К разряду Grandes Ecoles относятся во Франции и пять действующих там католических институтов. При этом получение высшего образования во Франции в рамках Grandes Ecoles считается здесь значительно более престижным (в сравнении с université, не предусматривающими необходимость предварительного отбора студентов и действующими по схеме свободной записи) и затратными (порядка 30% общего бюджета высшего государственного образования на 4% общего числа всех французских студентов).

Специфика французских Grandes Ecoles заключается в очень больших конкурсах для абитуриентов, которые также сталкиваются с необходимостью сдачи сложных вступительных экзаменов (помимо традиционного БАКа). Однако, справедливости ради, нужно отметить, что и перспективы профессионального/карьерного роста для выпускников высших учебных заведений данной категории во Франции считаются весьма завидными. Ведь, помимо того, что студенты ряда французских высших школ могут получать хорошую стипендию, именно выпускники Grandes Ecoles гарантируются получением наиболее престижных/доходных рабочих мест в рамках частного / государственного сектора.

При этом, обучающие программы Grandes Ecoles во Франции, как правило, включают два основных цикла: двухгодичный первый, который представляется возможным освоить на базе непосредственно выбранной Вами Grandes Ecoleна базе ряда лицеев элитного плана, основной второй, после освоения которого выпускник получит  diplôme высшей школы. Характерной считается обязанность выпускника отработать в течение ближайших 5-10 лет в рамках государственной службы, отдавая должное расходам, потраченным на его обучение.

Особо выделяется среди всех французских Grandes Ecoles ЭНА-Национальная школа администрации при Премьер-министре Франции, по праву занимающая здесь лидирующие места как по уровню предлагаемого здесь обучения (обучающихся здесь во Франции именуют énarque), так и перспективам грядущего карьерного роста. Именно из этих стен во Франции выходят ведущие политики/парламентарии/руководители ведущих государственных/частных властных институтов/высшие чиновники/топ-менеджеры и др. Два президента страны/семь ее премьер-министров/многие префекты/сенаторы и т.д. получали свое высшее образование именно в ЭНА. При этом, обучение в ЭНА является бесплатным для самих студентов и финансируется государственным бюджетом.

В заключение хотелось бы отметить, что французская система образования (особенно ее высшая ступень) по праву очень высоко котируется среди студентов во всем мире, во многом благодаря присутствию тут очень привлекательного соответствия по линии цена-качество. Благодаря щедрому финансированию из государственного бюджета непосредственно сами студенты оплачивают только весьма незначительную часть расходов на обучение, а права иностранных граждан, претендующих здесь на получение образования, практически идентичны правам французских студентов. Также в качестве сильной составляющей  французской системы образования часто называют сочетаемость практического аспекта (профориентации) с достаточно глубокой теоретической базой подготовкой. Весьма кстати часто оказываются и предоставляемые тут стажировки на французских предприятиях организациях, а многие обучающие программы предполагают обучение на английском, что оказывается удобным для лиц, еще не владеющих навыками французского на должном уровне.

Рейтинг 4,6 на основе 19 голосов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *