французский язык

Французский язык. Французский по скайпу. Разговорник. Переводчик. ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ

Обучение говорению на -начальном этапе

Автор: Natalia, 27 Апр 2013, Рубрика: Интересное и полезное

 ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ

С чего начинать обучение говорению, с диалогической или мо­нологической речи — вот один из дискуссионных вопросов мето­дики, который окончательно не решен до сих пор. На наш взгляд, начинать нужно с основ говорения на иностранном языке, кото­рые необходимы как для диалогической, так и для монологичес­кой речи. К таким основам относится становление произносительных навыков, лексических навыков в рамках отрабатываемой темы и элементарных грамматических навыков, необходимых на начальном этапе.

Напомним, из чего складывается становление произноситель­ных навыков. Во-первых, необходимо обильное аудирование, ко­торое включает иноязычную речь преподавателя в классе и про­слушивание текстов, предназначенных для усвоения отдельных звуков. Во-вторых, становление произносительных навыков пред­усматривает систематическую фонетическую зарядку с использо­ванием технических средств обучения и, наконец, в-третьих, про­износительные навыки формируются в процессе лабораторных упражнений, дающих возможность организовать индивидуальную работу учащихся по отработке звуков иностранного языка.

Для становления лексических навыков используются, во-пер­вых, рецептивные упражнения в узнавании новых слов в аудиру­емом тексте, а если возможно, то и представленных в письменном виде. Во-вторых, лексические навыки формируются в репродук­тивных упражнениях. На начальном этапе репродуктивные упраж­нения для формирования лексических навыков и умений целесо­образно совмещать с упражнениями, отрабатывающими грамма­тические навыки, необходимые для конструирования предложе­ния. Такими грамматическими навыками являются навыки упот­ребления грамматических структур.

Структурная  организация материала на начальном эта­пе обучения говорению, по-видимому, необходима для того, чтобы создать основу иноязычного речепорождения. При этом нельзя допускать, чтобы тренировочные упражнения, основанные на грам­матических структурах, поглощали все время и были лишены ком­муникативной направленности.

Основные грамматические структуры французских предложе­ний для организации языкового материала исследовал В. А. Слободчиков. Он назвал их порождающими моделями. Из 37 выделенных им порождающих моделей на начальном этапе обуче­ния говорению целесообразно использовать три, включая спосо­бы расширения именной группы, а именно:

Модель I                   C’est une balle.

Jean est un garçon.

N V N                         Cette fille et ce garçon sont nos élèves.

Ces 4 petites balles rouges sont les jouets de mes petites sœurs.

Модель II                  Ce garçon est petit.

N Ve Ql                      La balle de Nina est blanche.

Ces 4 élèves de votre classe sont forts.

Модель III                Nina a une balle.

N V2 N                       Pierre dessine une balle.

Nous voyons 2 grands arbres verts dans la cour de notre maison.

Условные обозначения моделей: N — nom; Ve — verbe «être»; V2 — прочие глаголы.

К перечисленным моделям необходимо добавить модель вопро­сительных предложений и выражение элементарных предложных отношений во фразе. К элементарным предложным отношениям относятся грамматические конструкции, отвечающие на вопросы:

Кого?                Une balle de Nina.

Кому?               Je dis à mon ami.

Где?                  Le crayon est sur la table.

Le chapeau est dans l’armoire.

Jean est derrière Pierre.

Mon ami est à la maison.

Nina est à coté de moi.
Куда?               Michel entre dans la chambre.

Paul va au cinéma.
Когда?              Dans 2 heures.

Il y a 3 jours.

Для начального периода этот перечень предложенных конст­рукций представляется достаточным.

Упражнения с грамматическими структурами носят трениро­вочный характер и предусматривают следующие задания:

—  Повторите фразы за преподавателем, указывая на предмет, который вы называете.

—   Ответьте на вопросы.

—   Ответьте на вопросы к картинке.

—   Ознакомьте нашего гостя с классной комнатой.

—  Ваши товарищи спрятали вашу тетрадь в классе. Попро­буйте ее найти, задавая своим товарищам вопросы о местонахож­дении тетради.

—  Говорите, что вы видите на экране.

Для овладения грамматическими структурами и базовой лек­сикой могут использоваться и условно-речевые упражнения Е. И. Пассова с заданиями «Подтвердите, что вы делаете то же самое», «Поправьте меня» и др., описанные уже при рассмотре­нии проблемы формирования лексических навыков.

Рейтинг 4,6 на основе 25 голосов

Ваш отзыв